Go to footer

Магические кольца

полезная информация

Магические кольца

Сообщение Влад » 07 янв 2009, 03:19

Тема предметов, являющихся носителями магической Силы, широко распространена в европейской сакральной Традиции. Святой Грааль, волшебное оружие воинов, посохи магов, всевозможного рода талисманы и амулеты... Но самым "популярным" ныне предметом такого рода являются, вероятно, магические кольца, огромную роль в формировании современного "широкого интереса" к которым сыграла, несомненно, знаменитая трилогия Дж. Р. Р. Толкиена. Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее скандинавскому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размножению (хотя дети Драупнира такой способностью уже не обладают): Восемь колец на девятую ночь из него возникают (Старшая Эдда, Скирнир, 21).

Немало магических колец известно нам и по европейским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скандинавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис, которое - вкупе с золотым магическим шлемом - было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Черного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале. Другим магическим кольцом владел Овэйн сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и - согласно валлийским источникам - рыцарь короля Артура: Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгедского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв. (Валлийские Триады).

Кольцо Овэйна, как указывается в "Мабиногионе", средневековом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием "Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И записано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими". В манускрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк: "Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его". Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже в следствие своей особой формы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобразной формы (причем, неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, - это, конечно, "куриные боги", камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные "дырчатые" камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва или Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключенный брак рукопожатием через отверстие.

Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и т.д. Однако, вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук. Как показывают данные археологии, кольца (в том числе - и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно - и даже вероятно, - что в магических целях использовались и деревянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко - в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, создавая подчас поистине великолепные изделия. Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета - кольца в том числе - вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учетом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют, например, находки комбинированных магических колец - серебряных со вставкой из меди. Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки: Пусть никого не дивит - сомнение здесь неуместно, - Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила: В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее. Марброд Реннский, XII век.

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений - Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший - описывали свойства растений, животных и камней, в том числе - и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V - начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда - и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси "Прохладный Вертоград".

Однако, нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца... Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат десятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку. Однако, сейчас нас более всего интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.

Так, на упомянутом выше агатовом кольце, хранящемся ныне в Британском Музее, выгравирована следующая руническая надпись: eruriufdol uriurithol wlestepotenol. Надпись переводу не поддается, но по мнению Н.Пенника, это - "кольцо силы, предназначенное приносить магический успех носителю". Там же - в Британском Музее - хранятся еще два магических кольца, изготовленных на сей раз из металла: одно - из золота, а второе - из бронзы, и несущих одинаковые непереведенные рунические надписи, связанные, вероятно, с предыдущей: внешняя сторона кольца: жruriuflturiurithonglжstжpon, внутренняя сторона: tol. Внутренняя надпись здесь, скорее всего, представляет собой триадное руническое заклинание.

А вот на знаменитом Ланкаширском волшебном кольце лишь часть знаков надписи выполнена рунами (остальное - латиницей). Этот относительно распространенный прием появился на Северо-западе Европы после введения латинского алфавита: некоторые маги стали применять в своих надписях одновременно латинские и рунические буквы. О цели такого смешения мы уже говорили при рассмотрении магии отдельных рун - сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать возникновения рунической комбинации с непредсказуемым действием. Такова и надпись на ланкаширском кольце, которая сама по себе (Жthred mec an Eanred mec agrof) не имеет магического значения и переводится следующим образом: "Этpэд владеет мною, Эанpэд сpаботал меня".

Магические свойства металлов должны учитываться при изготовлении не только колец, но и любых иных магических предметов, например, таувов с руническими символами. Поэтому скажем несколько слов о тех магических свойствах, которые приписываются в нордической сакральной Традиции ювелирным металлам. Серебро, как на Севере, так и в большинстве других традиций серебро почитается самым волшебным изо всех металлов. Впрочем, серебро вообще является одним из самых удивительных металлов - оно обладает самой высокой тепло- и электропроводностью, невероятно ковко (1 кг серебра можно вытянуть в проволоку длиной 2 км), дает самый чистый и мелодичный звон. Любопытно происхождение русского имени этого металла, которое связывается с ассирийским сарпу - "серп". Как видим, уже в само это имя напоминает о том, что более всего серебро связано с Луной и, соответственно, с богиней-матерью (сканд. Фригг, слав. Макошь), а также со вторым (по европейскому счету) днем недели - понедельником.

Медь - один из древнейших металлов, освоенных человеком. Предполагается, что русское его имя происходит от лат. medalino - "рудник", хотя такая этимология может вызвать определенные сомнения. Медь традиционно связывается с богами плодородия, и более всего - с Фрейей, хотя ничуть не в меньшей степени культы плодородия связаны и с золотом. Планетой, ассоциируемой с этой богиней и, соответственно, с самой медью, является Венера, а днем недели - пятница: "чтим мы богиню самую могущественную изо всех, носящую имя Фрейи, коей прародители наши посвятили шестой день недели..." (Гальфрид Монмутский). Золото связано с богами плодородия, удачи, благосостояния, однако имеет более "мужскую" ориентацию. В славянском пантеоне связанным с золотом богом является Даждьбог, в скандинавском - Фрейр, брат Фрейи, в ирландском - Дагда.

У всех народов золото ассоциируется с Солнцем (в Европе, соответственно - и с воскресеньем). Хотя этимология русского имени металла однозначно не установлена, но любопытно отметить, что слово золото может оказаться восходящим к той же древней основе sol, которая звучит в североевропейских именах дневного светила: Солнце, Sol. Олово, Тора/Перуна в северной и Юпитера/Зевса - в античной традициях. Связывалось с пятым днем недели - четвергом. Свинец, ассоциируемый с Сатурном и субботой; разными исследователями связывается с разными богами-ипостасями Одина - иногда с Локи, иногда - с Вёлундом, реже - с самим Князем Павших (т.е. Одином). Помимо чистых металлов, в практике европейских волшебных искусств часто использовались и их сплавы, причем их спектр был в древности гораздо разнообразнее, нежели спектр сплавов, применяемых ныне в ювелирном деле.

Думается, прекращение широкого применения различных сплавов было немалой утратой не только в магическом, но и в чисто эстетическом плане. Однако составы и способы изготовления многих древних сплавов сохранились, и об этом стоит сказать несколько слов. Белое золото, пожалуй, самый известный из древних сплавов - именно из него изготовлены многие великолепные скифские украшения; греки называли этот сплав золота с серебром электрум. Европейское белое золото - это электрум, богатый серебром (70-90%), по внешнему виду и подобный серебру, но имеющий неяркий золотистый отлив. Классический скифский электрум содержит, как правило, больше золота и отличается более насыщенным желтым отливом. При еще более высоком содержании золота (менее 40% серебра) сплав приобретает зеленоватый оттенок.

Красное золото - это материал, который широко применялся европейскими, и российскими в том числе, ювелирами еще в прошлом столетии, представляет собой сплав золота с медью. Даже небольшая примесь последней (10-15%) позволяет получить очень красивый красноватый оттенок с сохранением золотистого цвета; увеличение доли меди до 20-25% уже придает сплаву ярко-красный цвет. Применение красного золота, как и многих других сплавов, имеет вполне определенное магическое значение: соединение меди и золота в одном материале позволяет объединить воздействие мужских и женских ипостасей сил плодородия.

Бронза. Ныне мы понимаем под бронзой только сплав меди и олова; в большинстве случаев именно такой состав и имеют сплавы, называемые в сагах просто "бронзой", без прилагательного. Однако в широком смысле термин "бронза" объединял некогда все сплавы меди с металлами белого цвета. Из всего многообразия таких сплавов обязательно следует упомянуть светлую бронзу, прекрасный материал, называемый иногда "биллон", и представляющий собой сплав меди с серебром. Варьируя соотношение между двумя этими металлами, можно получить целый ряд очень красивых сплавов: от белых с нежным красноватым отливом (10-20% меди) до золотисто- и ярко-красных. К слову, само сочетание меди и серебра традиционно для северо-западной магии. Известны например, серебряные магические кольца со вставкой из меди, соединяющие влияние Фригг и Фрейи, то есть Луны и Венеры.

------------------------------------------
Найдено на просторах интернета...
Жизнь есть боль, труд и битва. Лишь пройдя все это, человек становится личностью.
Аватара пользователя
Влад
мастер
 
Сообщения: 370
Регистрация: 07.01.2009
Откуда: Россия
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Вернуться в Terra Occulta - форум о магии

Вернуться в Книги, видео и аудио материалы, программы

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot], Злата