Go to footer

Что такое сознание?

познание себя и окружающих людей

Что такое сознание?

Сообщение Gor » 28 ноя 2010, 16:31

МОДУЛЬ БОГА» ИЛИ ЖИВОЙ АВТОМАТ?

Машина научила человека
Пристойно мыслить,
здраво рассуждать,
Она ему наглядно доказала,
Что духа нет, а есть лишь вещество.
Сто человек такая же машина,
Стозвездный космос тоже механизм
Для производства времени, что мысль-
Простой продукт пищеваренья мозга...


Максимилиан Волошин

Остановимся только на некоторых вопросах (зато самых кардинальных): что есть Сознание с точки зрения физика? Каковы его основные отличительные признаки и свойства? Что такое Жизнь?
Эти вопросы всегда волновали человечество, но они были прерогативой философии. Точные науки старались их не затрагивать. Понятия «сознание» в современной науке не существует. Такое положение сложилось со времен Рене Декарта, который обосновал разделение материального и духовного. Материальное изучает наука, духовное — религия, и эти области никак не пересекаются. Мозг является частью программного обеспечения нашей жизни, а тело является исполнительным механизмом. Такой подход позволил избавиться от церковного давления и обеспечить свободное развитие научной мысли в XVIII-XIX веках. Но этот же подход в прошлом, ХХ, столетии стал тормозом для развития наук о сознании. В академической науке была принята официальная точка зрения, что сознание — это продукт деятельности мозга, подобно тому, как желчь — продукт деятельности печени. Позднее восторжествовало понятие, что ничего не существует в основе биологической жизни, кроме клеток. Это понятие провозглашали как основу биологии.
Любые идеи о существовании души подвергались научному остракизму.
Профессиональный интерес к вопросам научного обоснования соотношения материи, сознания и духа возник в научном мире в последние десятилетия. Раньше серьезный ученый мог потерять репутацию, если начинал рассуждать на эту тему. Теперь эта тема все более органично входит в круг исследований процессов сознания. Как мы воспринимаем окружающий мир и себя в нем, является ли мозг источником сознания или только исполнительным механизмом, где возникает религиозное восприятие? Эти и подобные вопросы становятся предметом серьезных научных исследований и дискуссий. И уж если профессиональные ученые берутся за какое-то дело, они делают это основательно и с глубокой проработкой. Мне довелось присутствовать на нескольких научных симпозиумах, посвященных данной теме, и каждый раз среди обычных общих рассуждений встречалось несколько серьезных, тщательно поставленных исследований, Революционные результаты были получены при помощи компьютерной томографии мозга. Это направление, использующее самую современную многомиллионную по стоимости аппаратуру для наблюдения нейрофизиологических процессов в реальном масштабе времени.
Новейшая серия экспериментов связана с изучением процессов религиозного восприятия и религиозного экстаза.
Меречанур Рамачантран из Центра сознания и мозга университета Калифорнии Сан-Диего представил исследования, которые говорят о том, что активация определенных зон в лобных долях коры головного мозга коррелирует с мистическими и религиозными восприятиями. Эти данные были подтверждены другими исследователями. Была выявлена область в мозгу, которая ассоциируется как с эпилепсией, так и с интенсивными религиозными восприятиями. Активация этой зоны, получившей название «модуль Бога», характерна для людей, которые страдают формами эпилепсии, при которых возникают видения Бога и чувства единства с Вселенной. Это область электрической активности в мозгу, которая возникает как раз перед тем, когда человек испытывает эпилептический припадок. Также она начинает активироваться, когда человек ощущает присутствие Бога. Дин Хаммер, генетик национального института здоровья США, объясняет и припадки, и религиозный восторг, как быстрый переход возбуждения между двумя полусферами мозга с результирующими потерями чувства самоощущения и чувством присутствия чего-то гораздо большего.
Для того чтобы исследовать «модуль Бога», Хаммеру потребовалось идентифицировать и выделить в отдельную группу тех, кто мог чувствовать присутствие Бога. Он использовал шкалу, введенную Робертом Кленингером, которая измеряет степень трансперсонального ощущения мира. Шкала Кленингера имеет три уровня:
1) отрицание себя, ощущение причастности к чему-то большему;
2) трансперсональная идентификация (ощущение чего-то, связанного с миром за пределами самого себя, любовь ко всему миру, желание улучшить его и т.п.);
3) склонность к мистицизму.
Для людей всех этих трех типов необъяснимое,мистическое волнует и привлекает гораздо больше по сравнению с материалистическим объяснением мира. Хаммер отметил, что высокое значение по этой шкале, скорее всего, будет принадлежать людям типа Махатмы Ганди, а низкие значения будут принадлежать людям типа Чингисхана.
Оценивая данные по этой шкале среди студентов США и Австралии, Хаммер определил, что чувство восприятия мира существенно наследуемо и среда очень мало влияет на эти оценки. В дальнейшем, сравнивая чувство восприятия и оценки по этой шкале с индивидуальным генотипом, он выделил ген VMAT2, который по этой шкале с самоотрицанием ассоциировался сильнее, чем со всем другим, но при этом достаточно сильно со всеми тремя признаками. Вариант этого гена — так называемые спиритуальные аллели — контролирует моноамины, химически ассоциированные с уровнем сознания и, что интересно, также с теми веществами, которые ведут к мистическому восприятию. Моноамины сравнивают две группыкатехломины (адреналин, норадреналин) и эндулиамины (серотонин).
Вариации в уровне серотонина образуются натурально благодаря генетическим реакциям. Один человек получает меньше серотонина и таким образом имеет более низкий уровень социальности и настроения, а другой получает хорошее настроение и имеет более высокий уровень социализации. Это привело Хаммера к заключению: чувство спиритуальностиэто скорее состояние эмоций, чем интеллекта. Никакая книга или монах не могут научить вас использовать транспорт моноамина или чего-то другого для того, чтобы игнорировать сигналы, идущие из лимбической системы. Это наша генетическая предэкспозиция, которая помогает определять, насколько вы спиритуальны. Мы не знаем Бога, мы чувствуем его.

Хаммер обнаружил корреляцию между геном VMAT2 и чувством сопричастности, имеющим отношение к дисциплине, самосовершенствованию личности и амбициям. В дальнейшем Хаммер отметил, что люди, у которых этот ген активен, могут очень высоко стоять по шкале Кленингера и сообщать об ощущениях выхода из тела, похожих на ощущения тех, кто принимал наркотик псилуцибин. Это очень активный элемент, называемый волшебником грибов. Псилуцибин активирует те же самые пути, что и серотонин и монамин. Исследуя дальше сущность этого феномена, Дин Хаммер написал книгу, в которой связывал определенные гены с восприятием Бога.
Психотический наркотик экстази вызывает, вопервых, большой выброс серотонина, в результате чего ваше настроение поднимается и вы чувствуете всех своими близкими друзьями, и, во-вторых, разрушение клеток, которые влияют на серотонин с тем результатом, что длительные эффекты отсутствия серотонина приводят к депрессии и соответствующим симптомам. Прозак — это, возможно, более мягкая форма экстази.
Итак, похоже, что некоторые люди получают свои мистические ощущения естественным путем, с генетической предэкспозицией, от бабушек и дедушек, в то время как другие должны воспользоваться фармакологией и плодами растений. Невролог Чейндж Остин описывал состояния сознания, в котором время, страхи и самоощущения были абсолютно неизвестными. В обычном состоянии у человека существуют устойчивые нейронные процессы в лобных долях, которые ориентируют человека в пространстве и определяют границу между человеком и окружающим миром, а фронтальные и темпоральные доли определяют время и поддерживают самоосознание.
Некоторые из трансцендентных людей сообщают о восприятии голоса Бога. При этом зона Брока в темпоральной доле, где расположены голосовые ощущения, активируется, когда человек слышит голоса. Во время медитационных восприятий, когда входящие сенсорные стимулы успокаиваются, эти внутренние голоса могут быть легко фальсифицированы и отнесены к источнику, который находится вне тела.
Михаил Персинджер продемонстрировал, что мистическое, психическое и паранормальное восприятие ассоциируется с большой лабильностью в теменных областях. Фактически, прикладывая слабые магнитные поля к областям висков, он мог индуцировать ощущение выхода из тела.
Наконец, Хаммер обсуждает отношение между спиритуальным и религиозным восприятием. Оно зачастую выражается таким образом — «я не очень религиозный человек, но я достаточно спиритуальный», и наоборот. Спиритуальность основана на сознании, религиозность — на восприятии. Спиритуальность универсальна, у нее своя культура, она имеет свои формы и религию. Можно сказать, что спиритуальность генетически определена, в то время как религиозность основана на культуре, традициях, вере и идеях, то есть она, другими словами, обучаема. Это одна из тех причин, почему спиритуальность и религиозность имеют такое разное влияние на человеческие жизни и на общество.
Исследовав работу мозга монахов во время молитвы, йогов во время медитации, нейрофизиологии пришли к заключению, что можно выделить определенные зоны коры больших полушарий, связанные с трансцендентными ощущениями (чувство . полета, экстаза, внутренние голоса), но объяснить этим всю гамму душевных чувств и эмоций, ощущение божественной благодати и радости было бы слишком сильным упрощением.
Современные мыслители стоят на понятии взаимодействия. Оно описывает очень тонкий,чувствительный путь, в процессе которого наше сознание, наши идеи, образы и наше тело, мозг, клетки, химия и электричество напрямую и непосредственно влияют друг на друга. Как простой пример мы можем сказать, что, когда мы испытываем радость, в это вовлечены наше сознание и наш дух, но при этом за счет активности мозга и нервной системы идет резкий выброс определенных медиаторов и рост их количества в крови, в иммунной системе, в самом мозгу и теле. И, соответственно, уменьшение количества этих клеток может уменьшить наше радостное состояние.
Мы также знаем, что использование нашей памяти и возможностей мозга ведет к тому, что мы сохраняем наши нервные клетки. Это можно выразить понятием: используй, или потеряешь. И, соответственно, потеря нервных клеток во времени влияет на память и на наши способности. Сказать «используй свой мозг, но не используй свое сознание», это то же самое, что сказать «используй свой компьютер, но не используй программу «Word». Возможности одной системы влияют на возможности другой. Наше ментальное программное обеспечение и наше тело — это неразрывное единство, когда мы говорим об объединении структуры и функции. Когда компьютер выключен, программа «Word» не может функционировать; но когда компьютер включен, это не означает, что он будет использовать именно эту программу. Можно сказать, что сознание функционирует и активно только тогда, когда мозг жив и работает. Когда мозг умирает, сознание не может функционировать. Но только то, что мозг жив, не означает, что сознание будет использовано по максимуму возможностей.
Так что же такое человек — сложный биологический автомат или частичка Бога на Земле? Можно ли создать робота, обладающего сознанием, способного любить, слушать музыку и наслаждаться картинами Ренуара?
Представим, что мы сконструировали самообучающийся автомат на базе супермощной ЭВМ, способный выполнять определенные действия, вносить усовершенствования в свою программу в зависимости от условий и передавать эту программу вновь изготавливаемым автоматам. Сообщество таких автоматов может построить завод по производству новых моделей, все более совершенных, и утилизации старых, и в ходе своего развития образовать квазиустойчивую структуру. Хватило бы энергии. Налицо все три признака дарвиновской триады. Можно ли признать эти автоматы живыми? Есть ли в их поведении отличие от колонии пчел,муравьев или термитов? Оказывается, есть.
Наукой накоплено огромное количество наблюдений, свидетельствующих о том, что в рамках понятий «инстинкт», «программа поведения», «запись информации на генетическом уровне» нельзя объяснить действительность. В прекрасной книге Р.Шовена «От пчелы до гориллы» приводится обширный материал, однозначно подводящий к суждению: поведение животных свидетельствует о наличии феномена, который биологи определили понятием «надорганизменный разум».
Приведем наиболее яркие примеры.
Пчелы. Язык танца пчел. Одним из самых замечательных достижений натуралистов последних десятилетий следует признать открытие языка танца пчел. Пчелы-разведчицы сообщают своим соплеменникам детальную информацию об обнаруженных ими запасах нектара, указывая точное расстояние, направление и требуемое количество сборщиц.
Функциональная специализация. Пока в пчелиной семье есть матка, яичники рабочих пчел совсем не развиты; стоит матке исчезнуть, и яичники увеличиваются в размере и развиваются настолько, что начинают продуцировать яйца.
Форма сот. Шестигранник является сосудом, в котором при наименьшей затрате материала достигается наибольшая вместимость.
Искусство строительства сот. Пчелы формируют плотную гирлянду, температура в которой достигает 34 градуса. В этом биологическом горне воск расплавляется и превращается в правильную геометрическую конструкцию, причем каждая рабочая пчела точно знает, куда ей положить свой кусочек воска.
Феномен памяти. Было установлено, что пчелы из двух стоящих рядом ульев собирают совершенно различную пыльцу, причем каждый улей из года в год сохраняет верность одним и тем же видам растений. Так, улей, собиравший пыльцу с ивы в этом году, останется ей верен и в следующем. Это совершенно странно, так как нельзя забывать, что жизнь рабочих пчел коротка — не больше одного летнего месяца; те пчелы, которые видели цветение лип в этом году, полностью исчезнут к следующему лету. Единственное долгоживущее существо в улье — матка — после своего брачного полета больше не выходит из улья и даже не кормится непосредственно ни пыльцой, ни нектаром: ее питают кормилицы выделениями своих кормовых желез.
Муравьи. Объединение отдельных гнезд в колонии. Колонии — это устойчивое объединение нескольких гнезд, соединенных дорогами и совместно осваивающих территорию. Муравьи, совершенно нетерпимые к чужакам, с радушием принимают любого муравья из своей колонии.
Искусство строительства муравейника и поддержания его купола в чистоте и порядке.
Разведение тлей, сохранение их яиц в зимнее время, кормление молодняка.
Выращивание грибов в подземных теплицах муравьями вида Ана.
Войны, грабежи, предательство и пьянство в муравьиных сообществах.
Термиты. Гнездо термитов представляет собой целый поселок. В Африке было обнаружено гнездо размером более ста метров в диаметре. Бельгийский ученый доктор Дене всю жизнь посвятил изучению устройства гнезд африканских термитов; глядя на его рисунки, трудно поверить, что это не дело рук высокоразвитой цивилизации. Шары, кувшиноподобные и колоколообразные купола, стенки которых состоят из рядами восходящих по спирали колонок, сложная система галерей, переходящих одна в другую или скрещивающихся. И все безупречно правильно, словно выточено. Каково значение такого устройства, мы еще не знаем, да и застать строителей за работой удается не так уж часто. Но суть не в этом. Нас интересует все тот же вечный вопрос: как могут крошечные букашки, не имея плана, возводить свои огромные постройки — эти пирамиды и соборы термитов.
Все приведенные и масса аналогичных фактов непреложно приводят к понятию «надорганизменного разума», или Коллективного Сознания, направляющего и управляющего жизнью популяции. Любой индивидуальный член оказывается как бы ячейкой единого организма, элементарным источником интерференционной резонансной структуры, единого поля популяции. Именно в этом мы видим принципиальное отличие пчелиной семьи от завода автоматов.
Коллективное Сознание проявляется наиболее четко на примере муравьев, пчел, термитов или саранчи, но оно прослеживается и в поведении более сложно организованных животных, особенно общественных и стадных.
Ласточки и галки сообща устраивают гнезда, охраняют птенцов, защищают территорию, криками предупреждая сородичей о приближении врагов. На птичьем дворе, в стаде обезьян, котиков или антилоп существует строгая социальная иерархия и взаимопомощь.
Казалось бы, все замечательно, но в этой строгой системе существуют свои подводные камни.
В начале ХХ века американский натуралист Уильям Биб наткнулся на странное зрелище в джунглях Гайаны. Большая группа муравьев-воинов ходила по огромному кругу. Круг был около 400 м в окружности, и у каждого муравья занимало более двух часов, чтобы обойти его. Тысячи муравьев все шли и шли по кругу, это продолжалось более двух дней, пока большинство из них не свалились замертво. Биологи назвали это явление «круговой мельницей». Мельница возникает, когда муравьи-воины, призванные защищать свой муравейник от врагов, оказываются вдали от родного дома. Когда они теряются, то следуют простому правилу: следуй за муравьем перед собой. Так и возникает эта мельница, которая прерывается только в случае, если какой-то муравей случайно выбивается из круга и остальные следуют за ним.
Другой трагический пример. Периодически влекомые неведомыми нам сигналами, целые группы китов или дельфинов выбрасываются на берег навстречу своей гибели, и все попытки вернуть их обратно в море оказываются безрезультатными.
Но не так ли зачастую происходит и у нас, людей, когда отряды воинов идут навстречу своей гибели по приказу тирана? Когда индивидуальное сознание полностью подавляется в угоду коллективному, возникает общество, в котором все голосуют по приказу и с энтузиазмом развешивают по кабинетам портреты Вождя.

Константин Коротков "Энергия наших мыслей"
Помогаю разобраться в проблеме, иногда оказываю магическую помощь.
Аватара пользователя
Gor
маг форума
 
Сообщения: 584
Регистрация: 14.11.2009
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.


Re: Что такое сознание?

Сообщение Gor » 28 ноя 2010, 16:33

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?

«Ад и рай — в небесах»,—
утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворе мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.


Омар Хайям

На первый взгляд поведение рабочего на конвейере ничем не отличается от поведения муравья. Но это только поверхностное сходство. Для рабочего конвеиер — это лишь одна из его многочисленных функции: он одновременно может быть заботливым отцом семейства, рыболовом,коллекционером,читателем романов, зрителем, членом политических партии. ри изменении условий рабочий сможет отреагировать вне зависимости от заложенной в его работе программы, и даже вопреки ей. Рабочий может бастовать и требовать изменения условий. Про забастовки муравьев нам ничего не известно. Поэтому рабочего выгодно заменить роботом, поведение которого полностью соответствует муравьиной психологии.
Примечательно, что жесткая коллективная структура, удивительно устойчивая для муравьев и обеспечившая их выживание в течение сотен миллионов лет при всех изменениях окружающей среды, оказалась совершенно неустойчивой для человеческого общества — будучи даже насильственно установленной и оберегаемой, она самопроизвольно распадается в исторически мгновенный срок. Социалистическая система просуществовала 70 лет и тихо распалась, без особого давления извне. Очевидно, что при подавлении Индивидуального Сознания во имя Коллективного в человеческом обществе оказываются нарушенными фундаментальные законы жизни ноосферы, законы устойчивости сложноорганизованной системы. Коммунистическая модель строения общества идеально подходит для простейших и насекомых, однако все попытки ее внедрения для людей — более сложно организованных существ — оказываются нежизнеспособными.
Все вышесказанное заставляет изменить и представления о структуре сознания человека: многое из того, что мы называли под-Сознанием, оказывается над-Сознанием.
Кроме того, это заставляет иначе взглянуть на само определение понятия «сознание». Это понятие является одним из базисных для любой научной дисциплины, в той или иной мере имеющей человека в качестве объекта изучения. Базисные понятия любой научной теории первичны, то есть не определяются через другие, ранее введенные понятия, а вводятся интуитивно. Они задают весь дальнейший ход возможных рассуждений — вспомним, насколько раз личными оказываются геометрии Эвклида и Лобачевского-Римана, отличающиеся первичными определениями.
История попыток построить строгое, не интуитивное, определение сознания корнями уходит в далекое прошлое. Более того, все эти попытки неизбежно основаны на априорном разделении всей природы на сознательную и бессознательную: определение должно лишь формально провести эту границу именно там, где ожидается. В зависимости от этого авторы концепции и судят об адекватности конкретной формулировки. Определения, основанные на таком разделении, являются субъективными и, более того, пристрастными — чаще всего в пользу Ното Sapiens. При таком подходе избежать логической тавтологии не удается принципиально.
Более того: заложенный в основу экспериментов, такой подход к определению сознания методически приводит к некорректным результатам. Так, в известном опыте экспериментатор удаляет раструб со входа в гнездо осы — и она достраивает новый. Далее он проделывает дыру в изгибе трубы до раструба, и оса строит и трубу, и раструб. «Ага! — говорит экспериментатор. — Вот видите — оса не обладает разумом!» Но если человеку раз за разом в качестве эксперимента инопланетяне будут проделывать дырку в штанах, то сначала он ее будет латать, потом купит новые штаны, но в конце концов выкинет их в окно, ругаясь и стуча ногами. «Ага! — скажет инопланетянин. — Вот видите — Человек не обладает разумом!»
Причина здесь в том, что мы априори предполагаем, какое поведение разумное, а какое нет. Ставя эксперименты не над муравьями и осами, а над работающим на конвейере человеком, можно получить не менее веские доказательства, что он не более чем биоавтомат. Повременная оплата труда и конвейерное производство легко снабдят нас еще более впечатляющими свидетельствами полного отсутствия у человека разума.
Но если мы легко соглашаемся с тем, что невозможно изучать сознание и эмоциональный мир человека, исследуя его поведение через реакцию на сбои работы конвейера, то почему в этом отказано муравьям, пчелам, термитам и т.д.?
Очевидно, что даже просто переход к микро- или макромиру сопровождается изменением представления о том, что такое сознание, поскольку трудно говорить о каком-либо ожидаемом поведении. Наблюдаемое с высоты птичьего полета в ускоренном показе поведение людей на улицах большого города до странности напоминает муравейник или улей.
Приведенные рассуждения неизбежно приводят нас к противоречию: интуитивное введение некоторого термина предполагает, что его смысл одинаково понимается всеми, кто пользуется соответствующей теорией. Понятие же сознания достаточно сложно и без того, чтобы требовать еще и выразить само себя (как тут не вспомнить знаменитую теорему Геделя о неполноте формальных систем, устанавливающую невозможность судить о свойствах системы средствами самой системы).
В то же время в повседневной жизни мы определяем это понятие достаточно четко. Мы говорим: «сознательный человек» — об индивидууме, который осознает сущность своих поступков и их возможные последствия. С этой точки зрения ни пьяница, ни уголовник не могут быть отнесены к людям сознательным. Их поведение идет вразрез с моральными нормами общества. Таким образом, мы видим, что термин «сознательный» имеет морально-этический оттенок и относится к людям, которые понимают и контролируют свое поведение в обществе. В то же время: «бессознательное поведение» — это когда человек никак не воспринимает события окружающей действительности, т.е. когда его органы чувств полностью выключены.
Можно предложить целый спектр состояний между этими крайними ситуациями. Например, человек осознает все происходящее, но действует совершенно неожиданным образом, как для себя, так и для окружающих. Скажем, супруги во время семейной ссоры. Другой пример: человек все понимает, но действует асоциально,повинуясь давлению со стороны более сильной личности.Пример — различные секты, от кришнаитов до воинствующих скинхедов. Это все разные грани «сознательного» поведения. И в то же время бывают ситуации, когда пациент на операционном столе, все органы чувств которого выключены во время действия наркоза, впоследствии в деталях может описать все моменты операции. Его «сознание» наблюдает процесс со стороны и потом передает информацию проснувшемуся мозгу. Это все разные грани сознания.
Таким образом, чтобы уйти от всех этих сложностей, в современной науке принято говорить о «нормальном», бодрствующем сознании и о различных отклонениях от этого состояния. В психологии принято также оперировать понятиями «подсознание» и «сверхсознание», но мы пока оставим в стороне обсуждение этих дефиниций. Итак, «нормальное» сознание — это способность индивидуума воспринимать окружающие события и адекватно реагировать в соответствии с уровнем социально-культурной среды.
Следовательно, сознание связано со средой? Конечно. Для человека ХШ века появление живого дракона было бы воспринято естественно, хотя и со страхом. Эти драконы тогда — в их сознании — так и ползали. Для современного человека появление дракона будет воспринято как галлюцинация или как часть Диснейленда. Если, конечно, этот человек не фанат Гарри Поттера.
В этом контексте все определения понятия «сознание» приобретают особый смысл: их следует рассматривать не как попытки конструктивно определить эту философскую категорию, но договориться о том смысле, который вкладывается в это понятие. Можно понимать это как координацию интуитивных представлений, своего рода «сверку часов».
Преследуя эти же цели, в своих исследованиях мы используем следующее определение:
Сознание есть свойство (способность) объектов живой природы через чувственное восприятие формировать абстрактные представления об окружающем материальном мире, пригодные к использованию в целенаправленной деятельности.
На примере субцивилизации, подобных мирам простейших и насекомых, природа еще раз доказывает свою неизмеримую сложность, свою постоянную непостижимость и фрактальность. Границы наших знаний все время отодвигаются, превращая процесс познания в непрекращаемую гонку за горизонтом. На этом пути многие очевидные и общепризнанные положения периодически становятся парадоксальными и сомнительными, многие представления отмирают или коренным образом меняются. Лишь метанауки, или науки о науках, в каком-то смысле монотонно обогащаются в результате этих потрясений. Истинный же путь всех конкретных наук в том и состоит: через кризисы и смены парадигм — к новым кризисам. Этот путь бесконечен, запутан и извилист — но другого пути нет.
Прямой механический перенос представлений от муравейника на человеческое общество невозможен, однако изучен этих «параллельных миров» может дать тот самый давно ожидаемый толчок к новому витку развития Науки, предсказываемому многими учеными планеты.
Само Сознание — это идеальная категория, базовый императив наряду с Материей и Информацией, Мы можем на основании введенного определения только выявлять признаки его наличия.
Можно ввести определение термина «Сознание» из других соображений на основе принципов синергетики.
Сознание есть способность системы к намеренному выбору в точке бифуркации одного из возможных путей раз вития по критерию оптимальности с точки зрения достижения глобального аттрактора через цепь локальных.
«Вот уж заумно и непонятно!» — воскликнет любезный читатель. И будет прав. Мы даже не будем обсуждать это определение, чтобы не углубляться в научные дебри.
Давайте лучше поговорим об одном важном понятии — Измененном Состоянии Сознания.

Константин Коротков "Энергия наших мыслей"
Помогаю разобраться в проблеме, иногда оказываю магическую помощь.
Аватара пользователя
Gor
маг форума
 
Сообщения: 584
Регистрация: 14.11.2009
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.


Re: Что такое сознание?

Сообщение Gor » 28 ноя 2010, 16:34

ЧТО ТАКОЕ ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
СОЗНАНИЯ?


Представьте себе студента, занятого подготовкой к серьезному экзамену; ученого, решающего важную научную задачу; композитора или художника, работающего над очередным бедным шедевром. Такой человек не амечает ничего вокруг себя, он полностью погружен в свой процесс, и в какой-то момент наступает период озарения — и целые страницы сложнейшего текста остаются в памяти. Слова, музыка, образы рождаются как бы сами по себе, и надо только успевать переносить их на бумагу или холст. При этом зачастую для достижения оптимального творческого состояния необходимы особые условия: для одного — полная уединенность в тиши своей квартиры или лесной хижины, для другого — музыка, для третьего — рюмка коньяка. И абсолютно необходимое условие — полная погруженность в предмет своей деятельности. Если поминутно отвечать на телефонные звонки и считать мух на потолке, ничего не получится.
Все перечисленные примеры характеризуются переходом человека в ИСС.
К «Измененным Состояниям Сознания» (ИСС) мы отнесем различные состояния человека, в которых его восприятие окружающей действительности неадекватно общественным нормам. Скажем, влюбленная пара идет, держась за руки, и не замечает никого и ничего вокруг. Это типичное ИСС, доступное, правда, немногим. Или оперная солистка выходит на сцену, начинает петь, и присутствующие в зале забывают о времени, о пространстве, они полностью растворяются в музыке. Это ИСС. Художник пишет картину и помногу часов может обходиться без воды и без пищи. Это ИСС. Альпинист на восхождении переносит холод, при котором все физиологические функции должны были бы прекратиться, и нагрузки, лежащие за пределами обычного функционирования. Это все примеры Измененного Состояния Сознания.
Мы говорим «измененное», потому что такое состояние сознания не характерно для каждодневной жизни, и большинство людей вообще никогда такое не переживают. Хотя, как мы покажем в этой главе, ИСС доступно практически любому. Надо только очень захотеть и постараться. При этом в настоящее время существуют методы обучения таким состояниям, носящие общее название «ментальный тренинг».
Другой пример: шаман входит в транс и, кружась и раскачиваясь в дыму курящихся трав, предвидит будущее или изгоняет злых духов.
Еще одна важная и интересная область ИСС-спорт высших достижений.
Доказано, что выдающиеся спортсмены в момент соревнования переходят в ИСС. Зачастую можно услышать из спортивных репортажей: «Волнение не позволило спортсмену выступить в полную силу». Увы, это свидетельство непрофессионализма, плохой психологической подготовки. Что толку тратить время и усилия на тренировки, если не удается показать свой потенциал на соревнованиях? Хороший тренер помимо физической силы и мастерства будет работать над спортивным духом своих подопечных. В восточных боевых искусствах этот фактор является одним из главных моментов подготовки. Различными приемами Мастер учит Ученика переходу в Измененное Состояние Сознания. Именно в этом состоянии можно ломать рукой кирпичи и чувствовать противника спиной.
Исследования показали, что ИСС характеризуется особым состоянием активности мозга, тела и энергетики. На рисунке приведена условная схема ИСС. Она показывает, что тело должно быть расслабленным, но готовым к действию, как взведенный курок. Как говорят фехтовальщики: надо держать шпагу в руке, как маленькую птичку — ослабишь хватку-улетит, сожмешь сильнее — задохнется. Напряженность, скованность, страх не позволяют перейти в ИСС. Тело должно быть спокойным, но с высоким уровнем внутренней энергии, готовой к реализации.

Мозг должен быть активным, но без состояния тревоги или напряженности. Переход в ИСС происходит скачком, в одно неуловимое мгновение.
Характер электрической активности мозга в ИССменяется по сравнению с обычным состоянием или сном. Низкочастотная б-активность подавляется, мозг начинает генерировать более высокие частоты. Интересно , что зависимость амплитуды мозговых волн от частоты приобретает спадающий характер, который в ИСС с определенной точностью может быть аппроксимировал «золотым сечением». Это отношение, обнаруженное еще древними греками, является основой гармонии природы и классической архитектуры. Можно сказать, что в ИСС мозг достигает наиболее гармоничного состояния.
Это проявляется и в распределении нейронной активности по поверхности мозга, исследуемой при помощи современных программ картирования мозговой активности. Если в обычном состоянии бодрствования мы наблюдаем активность только в некоторых областях мозга, преимущественно фронтальных, то по мере вхождения в ИСС активность распределяется на всю кору больших полушарий, захватывая обе половины. Мозг начинает работать гармонично, как единое целое, включая все свои структуры в единую волновую симфонифонию, омывающую поверхность мозга, как волны прибоя омывают прибрежные камни.
Вот это особое состояние активности и порождает видения, необычные ощущения и чувства. Возникает вопрос: чувство экзальтации, сопричастия Божеству, молитвенный экстаз, что это — побочный продукт особого состояния коры больших полушарий, возбуждение определенных областей коры, не участвующих в обычной жизнедеятельности, или это — подключение к Информационным полям, настройка систем на «музыку сфер»? В настоящее время на эти вопросы нет ответа. Экспериментальных данных пока еще очень мало, и трактовать их можно по-разному, в зависимости от пристрастий интерпретатора. Физиологическая точка зрения заключается в том, что поведение человека определяется характером активности тех или иных отделов нервной системы, и все наши эмоции — это не более чем реакции на внешние и внутренние раздражители с учетом врожденных биологических потребностей. Любовь — это модифицированное сексуальное влечение, инстинкт продолжения рода; эстетическое наслаждение от живописи, музыки, театра — это следствие раздражения определенных отделов мозга, развитых в процессе тренировки и обучения, а молитва и медитация — это специфические релаксационные упражнения.
В настоящее время трудно что-то серьезно противопоставить этим тезисам. Экспериментальные данные, в том числе обсуждаемые в этой книге, могут быть истолкованы различным образом. Но как-то не хочется верить, что все наши духовные стремления и ценности, все культурные достижения Человечества — это не более чем продукт физиологических актов. Неужели музыка Моцарта, Шостаковича или Битлз — это побочный продукт аномальной активности мозга гениев, аналогичный обильному слюноотделению голодной собаки? Неужели великие храмы и мечети были построены для удобства собирания денег с одурманенных «опиумом религии» трудящихся? Тогда почему же миллионы людей до сих пор приходят в концертные залы и церкви в поисках спокойствия и душевной гармонии?
Я верю, что человек обладает особыми качествами по сравнению со всем остальным животным миром и центробежное развитие нашей цивилизации — это проявление глобального процесса взросления Коллективного Сознания Человечества, разворачивающегося в своей потенциальной мощи в пространстве и времени нашей Вселенной. За тысячи лет, воюя и страдая, строя и разрушая, мы проходим этапы исторического развития, постепенно взрослея, постигая глубину своей духовной сущности и только гадая о своем глобальном предназначении.
В то же время ИСС — это не только экстаз и чувство гармонии, в ряде случаев это состояние может быть опасным. Зачастую характер активности мозга в ИСС аналогичен его активности при эпилептических припадках. Различие в том, что в ИСС человек входит по своей воле и из него в принципе можно выйти (хотя и не всегда быстро и легко), а эпилептическая активность возникает спонтанно и чаще всего заканчивается припадком.
Но если выйти не удается — что тогда? Тогда человек обречен на невменяемое существование, он начинает жить в мире своих грез и ощущений, не имеющих контакта с окружающим миром. Так что к ментальному тренингу, астральным путешествиям вне тела, переходам в ИСС надо относиться осторожно. В один день можно не вернуться.
Отчего это зависит? Почему один может глубоко погружаться в трансперсональные пучины, а у другого от этого уедет крыша и не вернется»? Это зависит от индивидуальных особенностей строения нейронной сети коры больших полушарий, которая определяется генетикой и первыми годами после рождения. Это уже физиология. Мы по-разному перевариваем пищу, перерабатываем алкоголь и генерируем эмоции. В настоящее время предвидеть особенности этих процессов невозможно. Можно только наблюдать и делать выводы.
Помимо электрической активности мозга, в ИСС меняется и характер вызванных эмиссионных процессов — параметров ГРВ активности. На первых же этапах исследований было обнаружено, что меняются паттерны (картинки) свечения пальцев. На рисунке виден характер этих изменений — они становятся более разорванными, теряют форму и мощность. Позднее было обнаружено, что это связано с уменьшением свечения в видимом диапазоне спектра и усилением ультрафиолетовой (УФ) компоненты. Но ведь ультрафиолет — это более высокие частоты! Следовательно, мы можем говорить, что в ИСС частота испускаемого человеком света возрастает! Во время медитации и молитвы человек светится на более высоких частотах! Это ли не приятное жизнеутверждающее заключение!
Одновременно с этим у многих людей в ИСС вокруг пальцев появляется своеобразное свечение в виде двойных колец или отстоящих пятен. Причем эти характерные картинки могут сохраняться в течение долгого времени, пока человек находится в ИСС. Не будем вдаваться в технические детали, но одно из вероятных объяснений — это переход организма в когерентное состояние, когда системы и органы начинают работать в согласованном режиме, в резонансе друг с другом, и излучение приобретает когерентные свойства, подобно лучу лазера. То есть мы не просто светимся, а посылаем в пространство лазерные импульсы!
Еще одним свойством ИСС оказалось возрастание ГРВ эмиссии во времени. В обычном состоянии сигнал ГРВ свечения немного спадает вначале, а потом остается практически постоянным, более или менее сильно колеблясь вокруг постоянного уровня. Кстати, характер этих колебаний зависит от уровня стресса, что позволяет оценивать стресс по динамике ГРВ сигнала.

При исследовании ИСС мы с удивлением убедились, что ГРВ сигнал возрастает во времени!
Когда подобные результаты измерений повторились у десятков людей, стало ясно, что это не случайность. Действительно, в ИСС энергетика резко возрастала во времени! Как это можно объяснить? С какими механизмами связать?
Первая аналогия пришла из китайской традиционнои медицины. Одной из ее основ является представление об энергетических каналах — меридианах, — пронизывающих все органы и системы и осуществляющих круговорот энергии по телу. Конечные точки меридианов находятся на пальцах, поэтому, когда мы меряем свечение с пальцев, мы «подключаемся» к энергетическим каналам. Теперь представим, что мы «качаем энергетику» из канала, имеющего определенный диаметр. Понятно, что мы получим постоянный во времени поток, или постоянный сигнал. Если в канале нет энергии, то сигнал падает, что наблюдается в случае различных заболеваний. А теперь представим, что в процессе ИСС в этот канал открывается все больше и больше протоков, в него как бы начинают втекать ручейки из закрытых ранее источников. Поток энергии возрастает, и мы фиксируем стремительный рост сигнала во времени.
Позднее была развита и биофизическая концепция, в которой перенос энергии ассоциируется с транспортом электронно-возбужденных состояний по цепям белковых молекул'. Эта идея основана на последних представлениях в области квантовой биофизики, в основном российских ученых. Для переноса электронов не требуется каких-то особых, выделенных каналов или проводников, электроны образуют временные «тропинки», подобные муравьиным дорожкам в лесу. Поэтому-то никому не удалось обнаружить особых структур, соответствующих меридианам и акупунктурным точкам. Это — виртуальные пути, возникающие и исчезающие по мере необходимости. Их основным носителем, по-видимому, является соединительная ткань и костные структуры. Потоки переносимых электронов определяются распределением потенциальных полей в организме, зависящих как от физиологической, так и психической активности.

Константин Коротков "Энергия наших мыслей"

Что такое ГРВ?

Аббревиатура ГРВ расшифровывается как «Газоразрядная визуализация». Положенный в её основу эффект Кирлиан используется для визуализации сложного комплекса электромагнитных полей живых организмов (часто называемых «биополем»).

Результатом долгих исследований российских ученых физиков стал прибор, способный визуализировать и фиксировать для дальнейшего анализа поля различных объектов — ГРВ Камера- программно-аппаратный комплекс, основанный на компьютерной обработке вызванных газоразрядных свечений (эффект Кирлиан). Оборудование позволяет наблюдать на экране компьютера в реальном масштабе времени изменения биологических полей человека.

Метод ГРВ (газоразрядной визуализации) позволяет:

• проводить экспресс диагностику и мониторинг состояния отдельных органов и систем человека, а также всего организма в целом
• выявлять функциональные нарушения в организме до их клинической манифестации
• оценивать психологические характеристики личности
• определять уровень стресса и тревожности
• подбирать адекватные методы лечения для каждого пациента индивидуально
• отслеживать влияние любого плана воздействий на организм человека
• исследовать объекты различной природы — воду, биологические жидкости (кровь, лимфу, плазму), минералы, продукты питания, растения, животных и т. д.



Помогаю разобраться в проблеме, иногда оказываю магическую помощь.
Аватара пользователя
Gor
маг форума
 
Сообщения: 584
Регистрация: 14.11.2009
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.


Вернуться в Terra Occulta - форум о магии

Вернуться в Энергетическая система человека

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot]